Своим рождением однотактный усилитель мощности «Маг-3.5» обязан неутихающим спорам о том, что лучше: SE или PP. Я спроектировал его в ноябре 1996 года сразу после того, как вполне насладился звучанием только что законченного (после двух с половиной лет работы) SE-усилителя «Maestro Grosso». Меня, конечно же, подначивали все, кто успел убедиться в уникальности передачи басового регистра усилителем «Maestro Grosso». Их подначка звучала вроде бы убедительно: «Конечно, при выходном трансформаторе массой 40 кг, эффективно работающем ниже 0,5 Гц, любые SE- и РР-усилители будут непревзойденными. А ты вот попробуй, как все, скажем, на базе силового трансформатора ТС-180 от телевизора! Слабо?!» Пришлось принять вызов. 30 декабря был закончен опытный образец мощностью 3,5 Вт на обычных российских деталях и без ООС. В это же время другой разработчик (проповедник иной технической концепции) изготовил свой опытный образец SE-усилителя мощностью 8 Вт на специально отобранных деталях. Сразу после празднования Нового 1997 года состоялась «битва титанов» SE-мощности, причем третьим был «Maestro Grosso» (6 Вт), который, как вы уже догадались, и победил, ибо в нем максимально полно представлена моя концепция «SAS». Победа «Maestro Grosso» зафиксирована и над 130-ваттным усилителем — это дело обычное. Он рожден для этого. Однако 3,5 Вт переиграли 8 Вт, заняв второе место (описываемые события, разумеется, имели место в действительности. Один из участников того прослушивания, представлявший 8-ваттный усилитель, теперь производит «Маг 3.5». Ирония судьбы). Теперь в достоинствах и недостатках SE-усилителя «Маг 3.5» могут лично убедиться все, посетившие салон «Гирос», причем в жестком сопоставлении и с РР-, и с SE-усилителями, в которых представлены иные технические концепции как российских, так и зарубежных производителей. Во всех моих конструкциях (независимо от цены) всегда присутствуют некоторые элементы концепции SAS, что придает им узнаваемые отличия в звучании музыки. Разумеется, что максильно принципы SAS могут быть воплощены лишь при неизбежно высокой себестоимости аппарата, а следовательно, и его цены. Таким образом, даже в простейшем SE-усилителе, схема которого без утайки представлена на рис. 1, вполне ощутим отблеск идей технической части бескомпромиссной концепции «SAS». Разумеется, в дешевом изделии приходится идти на множество компромиссов, диктуемых нашим, российским, уровнем жизни и технологий производства. Кажущаяся внешне простой и типовой электрическая схема тем не менее позволяет получить у 3,5-ваттного усилителя такие динамические параметры, которые свойственны РР-усилителям мощностью 25...50 Вт. Рис.1. Принципиальная схема лампового усилителя Маг Юрия Макарова Эти свойства «Мага 3.5» особенно наглядно проявляются при работе со сложными комплексными нагрузками: АС с низкой чувствительностью и существенно неравномерным импедансом (например, Quad ESL-63, Infinity Сарра 8.1). Чем «труднее» нагрузка АС, тем очевиднее проявляются преимущества «Мага 3.5» над более мощными и дорогими собратьями, измеряемая величина мощности которых на «статическом» сигнале (синусоида) недостижима на реальном «музыкальном» сигнале. Наоборот, мощность «Мага 3.5», измеряемая на статическом сигнале, невелика — не более 3,5 Вт. Однако на реальном динамическом (импульсном, если хотите) сигнале изменение мгновенных значений мощности у «Мага 3.5» существенно выше, чем у большинства традиционных изделий. На слух это воспринимается в виде ощущения повышенной мощности. Все реально сделанные мной конструкции имеют мощность не более 10 Вт (на синусе). Однако для слуха малоинтересно долговременное значение мощности. Этот параметр определяет «прочность» усилителя. Скорость же изменения мощности ощущается слухом непосредственно как динамический качественный параметр. Широкодоступный SE-усилитель «Маг 3.5», как и эксклюзивный «Maestro Grosso», всего лишь физически реализованные доказательства того, что не абсолютное значение мощности является безусловной доминантой качества усилителя, но лишь скорость ее изменения. Если схемотехнические решения не позволяют этого добиться, то никакая самая совершенная и дорогостоящая элементная база не сделает усилитель слышимо качественным, динамичным (не путать с «оглушающим»). Качественные детали могут лишь нюансно подчеркнуть достоинства схемотехники, но, к сожалению многих, не способны ее заменить. Детали усилителя можно уподобить краскам художника. При наличии достаточных средств любой маляр может позволить себе пользоваться ими. Однако не каждый маляр, приобретя дорогие краски, станет художником. Настоящий же художник в состоянии и углем, и мелом лишь несколькими скупыми линиями создать шедевр. Для этого кроме таланта и кропотливого труда, безусловно, нужен внутренний философский стержень — собственная концепция, доказательно убедительная и доступно изложенная для понимания другими людьми. Чтобы закончить с аналогиями, позволю себе остановиться еще на одной. Дизайн и конструктивное технологическое воплощение его в корпусе усилителя подобен раме, в которую помещена картина. Конечно, хорошая картина требует и достойна соответствующей рамы. Но, безусловно, у меня вызывает дискомфорт восприятие примитивного полотна в дорогом резном багете. Однако менталитет и вкусы людей различны. Каждый имеет право их иметь и удовлетворять. Уровень интеллекта и «кошелька» редко прямо пропорциональны, чаще обратно пропорциональны. И уж совсем редко адекватны. Для таких уникальных ценителей создан «Maestro Grosso». Для тех же, у кого уровень «кошелька» пока не поспевает за интеллектом, создан «Маг 3.5». Это, конечно, не оправдывает его более чем скромный (и менее, чем элегантный) дизайн, в разработке которого я не принимал участия, т.к. для меня «Маг 3.5» — вообще не коммерческое деяние (это, как было сказано, ответ на «дуэльный» вызов и новогодний подарок нынешнему его производителю). Пусть уж «Маг 3.5» «играет» лучше, чем выглядит, нежели выглядит лучше, чем «играет». Подобных изделий и без него уже предостаточно. Если «Маг 3.5» будет по-прежнему, как и сейчас, пользоваться спросом, я могу публично взять на себя обязательства, во-первых, сделать ему достойный дизайн в соответствии с моим пониманием и возможностями, и, во-вторых, разделить его на два моноблока и несколько усовершенствовать схемотехнику. Это улучшит качественные показатели и потребительские свойства, но не понизит цену, конечно. Только потребительский спрос может регулировать этот процесс, т.е. необходима обратная связь: потребитель — продавец — производитель — разработчик. Поэтому я с удовольствием использую любую предоставленную мне редакцией журнала возможность поделиться напрямую с читателями своими размышлениями и по возможности узнать их мнение о «Маге 3.5» и идее его модернизации, отчетливо понимая, что это прибавит работы и редакции, и салону «Гирос». Надеюсь, они извинят эту мою попытку спонтанного социологического исследования. Приведу некоторые измеренные параметры изготовленного мной опытного образца «Мага 3.5», хранящегося в салоне «Гирос» и используемого для сравнений на соответствие оригиналу во время приемки копий от производителя. Измерения производились при поддержании постоянства амплитуды входного напряжения Uвx = 0,65 В. При этом на эквиваленте нагрузки Rнэ = 6 Ом выделялась мощность 3 Вт, ибо я предпочитаю измерения на полной мощности, нежели типичные измерения при малых ее значениях, которые украшают числовые показатели усилителей, но не радуют слух. Итак, АЧХ «Маг 3.5» при мощности 3 Вт на уровне -3 дБ: 10,4 Гц ... 58 кГц. Вариации выходного сопротивления Rвых и демпфирующего фактора Dф, вычисленные по формулам: Rвых = [(Uxx/Uн) - 1 ] Rн; Dф = Rнэ/Rвых в зависимости от частоты представлены в таблице. Uxx, Uн — напряжения, измеренные на выходе «Маге 3.5» соответственно при отключенной и подключенной нагрузке Rнэ = 6 Ом. Расчетные значения при проектировании усилителя: Rвых = 1,53 Ом на f = 1 кГц; АЧХ (-3 дБ): 7,5 Гц ... 58, 6 кГц; амплитудные значения скоростей нарастания сигнала Vm, В/мкс: драйверный каскад — 49,0; выходной каскад — 35,3; АЧХ драйверного каскада (-3 дБ): 0,4 Гц ... 324 кГц. Итак, слушайте «Маг 3.5», сравнивайте, обоснованно критикуйте, но так или иначе вы убедитесь, что и некоторые SE-усилители могут быть по качеству баса и его количеству не хуже многих РР-усилителей. Приятных прослушиваний и размышлений! Рис.2. Фото лампового усилитель Маг Детали усилителяВыходные лампы предварительно подобрать попарно, желательно подобрать четыре близких между собой по току анода. Входные лампы тоже желательно подобрать по минимальному расхождению половинок. Разделительные конденсаторы бумажные МБГО, шунтирующий конденсатор К78-2, или К71-7 – все на напряжение 400В, остальные шунтирующие конденсаторы - плёночные К73-17. Электролитические можно применить “Samsung”, “Samhwa”, или другие. Резисторы в цепях анодов, управляющих сеток желательно применить ВС, остальные – МЛТ, все мощностью не менее 1 Вт. Анодный резистор для входного каскада набирается из нескольких мощностью 2 Вт, для обеспечения запаса по мощности, рассеиваемой на нем. Регулятор громкости - самый лучший, что сможете найти, можно применить два раздельных. Трансформатор питания - ТС-180. Данные выходного трансформатора: структура каждой из двух катушек такова: две вторички, две первички, две вторички, две первички, одна вторичка, одна первичка, одна вторичка. Итого семь секций на каждой катушке. Вторички намотаны проводом в изоляции 0,76мм; первички намотаны проводом в изол. 0,28мм. На каждой катушке намотано 1305 витков (половина) первички, т.е. по 261 витку в слое. Во вторичке - по 104 витка, т.е. коэфф.трансформации 0,04 (25 для иностранцев). Сопротивление нагрузки ТВЗ: 3,4Ом.Приведенное к первичной обмотке сопротивление нагрузки: 2,25кОм. Внутреннее сопротивление двух параллельно включенных ламп 6П3С - 666 Ом. Однако измеренные значения (на нагрузке 6Ом). Трансформатор выполнен на стандартном железе ТС-180, сечение железа 9 кв.см. Расчетное значение толщины каждой из двух прокладок = 0,21 мм. Юрий Макаров Журнал "Class A", декабрь 1997 |
|