Усилитель может быть попользован в школе или пионерлагере для проигрывания граммофонных пластинок и ведения местной передачи с помощью электродинамического микрофона. Он обеспечивает работу 5— 10 трансляционных точек в помещении школы или лагеря и уличного громкоговорителя мощностью 10 вт (типа Р-10). Усилитель выполнен на пяти радиолампах: 6Н2П (2 шт.), 6П14П (2 шт.) и 5Ц4С (1 шт.).
Схема усилителя по возможности упрощена с тем, чтобы изготовление усилителя было доступно школьникам, впервые приступающим к постройке радиоаппаратуры. Питание усилителя производится от сети переменного тока напряжением 110, 127 или 220 в.
Схема усилителя. Принципиальная схема усилителя приведена на рис. 1. Усилитель имеет два каскада предварительного усиления, фазоинверсный каскад, двухтактный выходной каскад и выпрямитель. Первый каскад предварительного усилителя выполнен на левом по схеме триоде лампы Л1 и используется только при работе с микрофоном. Усиленное напряжение от микрофона с анода триода через регулятор громкости R3 подается на сетку лампы второго каскада усилителя.
Рис.1. Принципиальная схема усилителя для школьного радиоузла
На эту же сетку через потенциометр R4 и сопротивление R6 подается напряжение от звукоснимателя. Громкость передачи при работе микрофоном регулируется потенциометром, а при проигрывании грамзаписи— потенциометром R4. Усилитель позволяет производить передачу речи на фоне музыки, необходимое соотношение между уровнями производится на слух с помощью этих же потенциометров.
Выходной каскад выполнен на лампах 6П14П. Обмотка II выходного трансформатора Тр рассчитана на подключение громкоговорителя Р-10, который должен быть переключен на 120 в. К обмотке III подключаются абонентские громкоговорители с рабочим напряжением 15 в; контрольный громкоговоритель Гр1 подключен через выключатель Вк2 и регулятор громкости R19 к обмотке III. Контрольный громкоговоритель подключается только при воспроизведении грамзаписи. При работе микрофоном, расположенным в той же комнате, что и усилитель, контрольный громкоговоритель усилителя следует отключать.
Конструкция. Все детали усилителя смонтированы на металлическом шасси размерами 50х200х360 мм. Расположение деталей на лицевой панели и на шасси показано на рис. 2,а и б.
Рис.2. Расположение деталей усилителя для школьного радиоузла. а-на лицевой панели, б-на шасси
Смонтированный усилитель вставляют в кожух подходящих размеров, который можно изготовить из листового металла или фанеры.
Детали. Выходной трансформатор выполняется на сердечнике из пластин Ш-25 при толщине пакета пластин 25 мм. Обмотки 1а и 1б имеют по 1200 витков провода ПЭЛ 0,25. Обмотка II имеет 500 витков провода ПЭЛ 0,25, а обмотка III имеет 100 витков провода ПЭЛ 0,6. Силовой трансформатор имеет следующие данные: сердечник из пластин Ш-30, толщина пакета пластин 45 мм. Сетевая обмотка 1а (на 110 в) имеет 440 витков провода ПЭЛ 0,64, обмотка 1б имеет 70 витков того же провода и обмотка 1в—370 витков провода ПЭЛ 0,35. Повышающая обмотка II имеет 2х900 витков провода ПЭЛ 0,35, обмотка накала ламп III имеет 26 витков провода ПЭЛ 1,5 и обмотка накала кенотрона IV — 20 витков того же провода.
В.М. Большов Радиолюбительские усилители низкой частоты |