Этот тяжёлый интегральник создавался, похоже, в пику скептикам, считающим, что ламповые усилители без ООС не дружат со сложной нагрузкой. «Тритон» третьего поколения, как и его предшественник, тоже способен держать под контролем самую строптивую акустику. Кроме того, стоваттные оконечники — его «орудия» крупного калибра — отличаются ещё и редкой скорострельностью.
Ламповые аудиофильские усилители высокой мощности обычно очень громоздки, массивны и стоят порой совсем невменяемых денег. И тем привлекательнее на их фоне смотрится австрийская разработка Ayon Triton, которая представляет собой интегральник с полным функционалом в очень добротном и стильном алюминиевом корпусе, габаритами лишь немного превосходящем стандартный хай-файный компонент. Он оборудован механическим селектором на четыре линейных и один прямой вход. Имеет выход с предварительной секции. Предусмотрено дистанционное управление громкостью посредством небольшого металлического пульта. Оснащён системой сот-старта с предварительным прогревом ламп и автоматической установкой оптимального смещения. Наконец, построен на компонентах отборного качества: аудиофильские резисторы, плёночные конденсаторы, керамические панельки для ламп с бериллиевыми контактами и так далее. С таким аппаратом не будет хлопот: вопросы, куда поставить, как подключить, как подстроить и слушать, не вставая с дивана, отпадают сами собой. Не случайно модели прежнего поколения пользовались неплохим спросом. Даже если не вникать в суть содержимого, стоваттный Triton с выходными каскадами на мощных российских пентодах смотрелся выгодным и правильным приобретением под самую тяжёлую напольную акустику.
ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ
Представленная недавно третья версия интегральника Triton отличается селекторными функциями. Взамен одного линейного поставили балансный вход — теперь на задней панели есть парочка гнёзд XLR. В драйверном каскаде вместо пальчиковых двойных триодов 12AU7 австрийцы применили куда более редкие пентоды 6Ж8 в металлических корпусах. В триодном включении эти лампы дают мизерные искажения при больших амплитудах сигнала и способны прокачать большие ёмкости. При параллельном включении выходных ламп это важно. Соответственно, была изменена схемотехника и оптимизирована трассировка печатных плат. В этом вопросе Ayon щепетилен как никто — когда они говорят об «Ultra short signal path», то это не просто декларация одной из доктрин хай-энда, а констатация факта: путь сигнала в тракте уже короче некуда.
В остальном усилитель сохранил все свои конструктивные особенности. Двухтактные оконечники с парой KT88 в каждом плече работают в классе А и могут переключаться из пентодного режима в триодный. Выходная мощность при этом падает примерно на 40%, зато расширяется частотный диапазон и улучшается демпфирование акустики. Входные каскады построены на паре 12AU7. Нигде в тракте не используется обратная связь, в т.ч. и общая, и для пентодного усилителя это смелое решение. Акустические терминалы с раздельным подключением 4-х или 8-омной нагрузки ведут к разным обмоткам выходных трансформаторов, заключенных в огромные полированные кастрюли-экраны и вдобавок залитых антивибрационным компаундом. Сохранена и двойная схема заземления, которая управляется тумблером на задней панели, имеется и индикатор фазы электропитания. Хотя считается, что мощные двухтактные усилители менее восприимчивы к подобным «мелочам», в Ayon эти моменты не оставляют без внимания. «Силовая подстанция», к слову, в Triton реализована на двух раздельных трансформаторах, высокоскоростном выпрямителе и дросселе.
ОСТОРОЖНЕЕ С ГРОМКОСТЬЮ
Недавно я уже имел дело с одним из монстров Ayon — однотактным Mercury II и помню, как долго он входил в рабочий режим. Поэтому после установки всех 14 ламп (цоколь каждой пронумерован, и не вздумайте поменять их местами — все работают парами и подобраны по параметрам) просто негромко включил Triton и оставил его «разминаться» на все выходные, твёрдо решив не начинать прослушивание до понедельника. Но вечером в воскресенье не выдержал — специально приехал в редакцию, подключил хороший источник, повернул ручку громкости в среднее положение и...
Это настоящий экшн! Столь выразительной и реалистичной динамики на ударных инструментах я давно не слышал. Чёткость невероятная. Палочки стучат прямо в мозг, треугольники звенят в пространстве так натурально, что их ищешь глазами, а щипковые инструменты буквально оживают, потому что слышны все нюансы звукоизвлечения, читаются все приёмы игры музыканта. При этом нет нужды увеличивать громкость ради большего куража, хотя Triton позволяет это сделать с лёгкостью. Нисколько не зажатый, быстрый, динамичный характер воспроизведения сохраняется и при средних уровнях, и даже на малых. На большой громкости, напротив, начинает проступать «грязь» из сети — какие-то шорохи, едва заметный фоновый зуд. А на максимум я вообще не решился выходить. Так и не услышав клиппинга от усилителя, предпочел поберечь редакционную акустику.
Музыкальный баланс впечатлил несколько меньше. В верхней полосе у Triton III улавливается лёгкая агрессия, но не транзисторного, а совсем другого свойства — на фоне шумовых и воздушных компонент как-то особенно ярко прорезаются все металлические дисканты. И средняя полоса не слишком нейтральна — усилитель склонен воспроизводить голоса и инструменты чуть ярче, чем они есть на самом деле. Претензии были и к нижнему регистру. Ему чуть не хватает фундаментальности. Большая бочка передаётся несколько легковесно, хотя должный «впечатывающий» эффект имеет место. Так что Triton III не утратил способности железно контролировать нагрузку. Рельеф «долгих» басов очень чёткий, собранный. Каждая низкая нота отличается не только тоном, но и атакой, силой, тугим стройным послезвучием.
ДРУГОЙ МИР
После ураганного пентодного режима, который, впрочем, не балует рафинированностью звучания, триодный поначалу вообще не воспринимается. После перевода соответствующих селекторов в положение «Т» заметно падает коэффициент усиления, вот и кажется, что звук теряет всю энергетику, середина — красоту голоса, а верх — свой роскошно-воинственный звон. Но заставьте себя вслушаться в эту непривычную картинку или просто подождите минут пять, когда слух сам адаптируется к новой реальности. Только после этого можно делать выводы.
В триодном режиме Triton III звучит не менее динамично, но гораздо солиднее и чище — послушайте любое симфоническое tutti, и всё сразу станет понятно. Теперь он аккуратнее обращается с тембрами, выравнивается тональный баланс. В басах проступает «инфра», уходит некоторая агрессия из середины, верхний регистр смягчается и дополняется тончайшими деталями.
Кроме перечисленных свойств у Triton III есть ещё одно — монументальная и ясная cцена (в триодном режиме особенно). Пространство не выпирает вперед, не стягивается к колонкам, а фокусируется точно вдоль их лини, выходя за пределы стереобазы. При этом виртуальные источники не кажутся ни мелкими, ни крупными. Панорама получается масштабной, значительной, с хорошим разделением первого и второго планов. Удалённые вообще выше всяких похвал.
Даже мой восьмилетний сын, послушав, как звучит «большой лампочный» усилитель, тут же заявил, что это ему напоминает кинотеатр 3D. И мне даже нечего добавить к сказанному. На нём и в самом деле можно «смотреть» музыку. u
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.)
- ЦАП Bryston BDA-1 (104000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.*)
- Ноутбук Apple MacBook Air 11 64 Gb (40000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Кабель USB Furutech GT-2 Type A-B (4300 руб.)
- Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (5000 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «NAIM Sampler». CD, приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003
- 2. Anne-Sophie Mutter, «Romance». CD, Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982
- 3. Niacin, «Time Crunch». CD, Magnacarta, 2001
- 4. Eric Clapton & Wynton Marsalis. Live From Jazz at Lincoln Center, «Play The Blues». WAV 44,1/16, Rhino, 2011
- 5. Rage Agains The Machine. WAV 44,1/16, Sony Music/Epic, 1992
- 6. Tom Waits, «Bad As Me». FLAC 96/24, Anti-records, 2011
- 7. «Just Music. Exclusive Linn Compilation». FLAC 44,1/24, Linn, 2011
- 8. Susanna Yoko Henkel, Thaikovsky Concerto for Violin and Orchestra. FLAC 192/24, Acousence Records, 2010
Входы: 3 Line (RCA), Direct (RCA) и Balanced In (XLR) || Выходы: Pre Out (RCA) || Сопротивление по входам: 100 кОм || Входная чувствительность: 250 мВ || Выходная мощность: в триодном режиме 2 х 60 Вт, в пентодном режиме 2 х 100 Вт, пиковая 2 х 140 Вт || Полоса пропускания тракта: 8 — 70 000 Гц || Воспроизводимый диапазон: 10 — 60 000 Гц || При неравномерности: н.д. || Искажения: н.д. || Отношение сигнал/шум: 98 дБ || Потребляемая мощность: н.д. || Габариты: 510 х 410 х 250 мм || Масса: 45 кг || Цена: 325000 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Амплитудно-частотная характеристика Ayon Triton IIII
Подобную картину мы видели у испытанного недавно Ayon Mercury II — усилитель линеен на низких и средних частотах, но выше 2 кГц АЧХ имеет подъём, достигающий на 20 кГц отметки +4 дБ. Поэтому верхний спектр может восприниматься немного ярким, приукрашенным.
Зависимость КНИ от выходной мощности Ayon Triton IIII
Поскольку в выходном трансформаторе усилителя имеются отводы для 4-х и 8-омной акустики, выходная мощность от сопротивления нагрузки не зависит. Две же линии иллюстрируют работу усилителя в пентодном (синяя кривая) и триодном (зелёная) режимах. В обоих случаях коэффициент искажений линейно растёт от минимального значения на мощности 0,03 Вт до начала очень мягкого клиппинга. Он начинается на 250 Вт в триоде и 680 (!) в пентоде. Это поистине уникальные параметры, редко достижимые в транзисторных усилителях.
Спектр гармоник Ayon Ayon Triton IIII
Спектр гармоник снимался на мощности 25 Вт. КНИ при этом был 1,5 % и складывался исключительно из 2-й (явно доминирующей) и 3-й гармоник. Это фирменный «расклад» всей техники Ayon — её создатели считают, что в процессе записи любая фонограмма обогащается нечётными составляющими, и при воспроизведении нужно восстановить исходное соотношение. Уровень фона невелик, порядка -64 дБ. Руслан ТАРАСОВ |
|