От такой роскоши мы уже успели отвыкнуть — как правило, приходится иметь дело с ламповыми компонентами, напоминающими военную аппаратуру прошлого века. Аргументация производителей «вы платите только за звук» лично мне кажется вполне убедительной, но крашенные порошковой эмалью коробки вряд ли облагородят интерьер. Ведь хочется приобрести не только звук, но и вещь, которая будет радовать глаз тоже.
* Читается, вопреки правилам французской фонетики, «Джадиз», а не «Жади». Как мне объяснил много лет назад Жан-Поль Каффи, совладелец компании, слово это пришло из латинского языка и означает «старые добрые времена».
Редкий сотрудник редакции мог равнодушно пройти мимо этого усилителя, поставленного на прогрев в комнате прослушивания. Тут же задавались два вопроса: «Что это за фирма?» и «Сколько стоит?». Отвечаю: фирма французская, Jadis*, выпускает ламповую технику с 1983 года, цена 4250 евро. Не запредельно дорого, если принять во внимание характеристики и качество изготовления.
Несущее шасси изготовлено из полированной нержавеющей стали, золочёная лицевая панель с чёрными шкалами, точёные ручки, — и всё это прекрасно гармонирует с деревянными боковинами. Даже чёрные кожухи трансформаторов — сетевого и двух выходных — украшены золотистыми полированными накладками.
Судя по количеству ламп, схема Orchestra Reference предельно лаконична. Каскад предварительного усиления и драйвер построены на половинках двойного триода 12AX7/ECC83. Происхождение лампы поначалу озадачило: под логотипом Tung-Sol обнаружилась надпись поменьше — «Made in Russia». Полез в Интернет и узнал, что этот американский брэнд, впервые заявивший о себе в 1907 г., теперь принадлежит холдингу New Sensor Corporation, который также владеет российскими марками Sovtek и Electro-Harmonix. Наша страна уверенно вытесняет китайских производителей с рынка электровакуумных приборов, и это ли не свидетельство успеха модернизации?
В оконечных каскадах работают пентоды КТ90 Electro-Harmonix в ультралинейном включении и, похоже, очень близко к классу А — при рассеивании на аноде каждой лампы 50 Вт заявленная мощность усилителя всего 40. По желанию заказчика вместо KT90 могут быть также установлены тетроды EL34, 6550 и KT88. Что интересно, выходные трансформаторы не имеют отводов для акустики с разным сопротивлением, а диапазон допустимой нагрузки обозначен от 1 до 16 Ом. Обычно оконечный каскад рассчитывается под вполне определённое значение, иначе либо вырастут искажения, либо упадёт выходная мощность. Оперативная калибровка ламп не предусмотрена, при их замене нужно снять дно усилителя и установить токи покоя с помощью мультиметра.
Особенностью Orchestra Reference можно считать наличие регуляторов тембра по низким и высоким частотам, что в наше время реальная экзотика. Глубину и диапазон коррекции производитель не указывает, но эти данные можно найти в подрубрике «7 раз отмерь». Предусмотрена также регулировка баланса и громкости, причём для последней операции используется сдвоенный потенциометр на 40 фиксированных положений.
К усилителю можно подключить до пяти источников линейного уровня и одно записывающее устройство.
Все трансформаторы, судя по форме экранов, намотаны на Ш-сердечниках большого сечения. Усилитель собирается вручную во Франции методом навесного монтажа, лишь некоторые части схемы смонтированы на небольших печатных платах. Для фильтрации анодного напряжения используются четыре конденсатора SIC-SAFCO 1000 мкФ х 350 В. Да и остальные комплектующие на уровне: керамические ламповые панельки и позолоченные разъёмы — входные RCA и акустические WBT.
Помимо Reference, существуют ещё две модификации этой модели: просто Orchestra без темброблока и Orchestra DIP с белой лицевой панелью и посадочной площадкой для iPod.
Чтобы окончательно войти в голос, усилителю нужно прогреваться около часа.
Несмотря на то, что наша акустика Monitor Audio Gold Reference 20 явно рассчитана на транзисторное усиление, особых проблем с согласованием не возникло. Резкие динамические пики на записи симфонического оркестра не вызвали каких-либо затруднений — окраска или заметная на слух компрессия как-то не ощущались. При исключительно мощном напоре и плотном спектре симфонические произведения не грузили слух, не было и побочных эффектов в виде окраски или чрезмерной контрастности, присущей большинству транзисторных усилителей. Единственное, что сразу стало заметно — отсутствие инфранизкой составляющей, без которой звучание оркестра приобрело нехарактерную легковесность, упростилась и атмосфера зала, потерялось его «дыхание». Это удалось подправить регулятором тембра НЧ, но лишь частично.
Для описания всего остального можно без стеснения пользоваться превосходными степенями. Столь грамотная пентодная схема, сочетающая сокрушительную динамику, присущую мощным транзисторным каскадам, с открытостью и комфортностью прямонакальных триодов, встречается крайне редко. Отсюда и необычные ощущения: на tutti ожидаешь тяжёлого удара по ушам, а вместо этого — слаженный строй оркестра, в котором слышны отдельные группы инструментов. Скрипки не режут ухо, но и не замылены, до абсолютно живого звучания им лишь чуть-чуть не хватает телесности в самой нижней октаве.
Верхний диапазон лёгкий, воздушный, без вуали. В этой области атмосфера формируется идеально, в ней масса гармонических нюансов. Акустические инструменты в камерных составах [2] почти невозможно отличить от настоящих. Великолепная нюансировка позволяет расслышать любые мелочи, но внимание на них не концентрируется. Середина «с бархатом», с колоссальным количеством тембральных оттенков.
Сцена строится без заметных упрощений, на некоторых фонограммах кажется, что отдельные инструменты уходят почти на два метра за линию колонок. Тарелки не привязаны к твитерам, они виртуально локализуются в том же месте, где и вся ударная установка.
В целом же усилитель довольно интеллигентный, с тонким пониманием музыки и без явных жанровых предпочтений. И при этом абсолютно современный, способный показать скорость и динамику даже с очень непростой акустикой.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Межблочные кабели: Accuphase Super Refined SL-10G (небалансные) ($600)
- Акустический кабель Legacy TL Speaker 2,5 м ($515)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (?52), Eraudio Steel Cones ($35) Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись с широким динамическим и частотным диапазоном
- 2. Showcase, Acoustic music in authentic environment. SACD, 1999. Название говорит само за себя, записи сделаны минимальными техническими средствами
Заявленные характеристики Jadis Orchestra Reference
- Номинальная выходная мощность каждого канала, Вт RMS 40
- Полоса воспроизводимых частот (-3 дБ), Гц 5 — 60000
- Входная чувствительность, мВ RMS 250
- Входное сопротивление, кОм >100
- Допустимое сопротивление нагрузки, Ом 1 — 16
- Лампы 2 x 12AX7/ECC83, 4 х KT90
- Габариты, мм 530 х 270 х 200
- Масса, кг 20
- Цена, евро 4250
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Спектр гармоник Jadis Orchestra Reference
Измерения проводились при выходной мощности, 1/10 от максимума, т.е. при 4 Вт на 8 Ом, КНИ при этом был 0,25%. Как и должно быть в двухтактном усилителе, чётные гармоники подавлены. Всего же в спектре лишь четыре составляющие, что обещает чистый и комфортный верхний диапазон.
Зависимость КНИ от выходной мощности Jadis Orchestra Reference
На 8-омной нагрузке (зелёная кривая) искажения плавно растут от минимального значения 0,02% на мощности 0,08 Вт до 2,5% на 40 Вт, после чего выходные каскады начинают ограничивать сигнал. Клиппинг очень мягкий, поэтому усилитель может работать и при 60 Вт без заметных на слух проблем. При уменьшении сопротивления нагрузки до 4 Ом искажения возрастают почти вдвое, а номинальная мощность остаётся прежней. Несмотря на заявленный диапазон нагрузки 1 — 16 Ом, лучшие результаты усилитель продемонстрирует всё же с высокоомной акустикой.
Амплитудно-частотная характеристика Jadis Orchestra Reference в средних и крайних положениях регуляторов тембра
На средних и высоких частотах АЧХ усилителя абсолютно линейны, зато имеется спад на НЧ, достигающий 6 дБ на 20 Гц. Его можно скорректировать регулятором тембра, дающим подъём до 12 дБ на 30 Гц и такой же завал при повороте регулятора в крайнее положение против часовой стрелки. Подъём высоких частот начинается с 600 Гц и на 20 кГц достигает 16 дБ, а завал — почти -23 дБ. Николай ЕФРЕМОВ |
|