ДАВНО УЖЕ НЕ ЖДУ СЮРПРИЗОВ В ХАЙ-ФАЙНОЙ СФЕРЕ, А УЖ ПРИЯТНЫХ — ТЕМ БОЛЕЕ. КОНЦЕНТРАЦИЯ АССОРТИМЕНТА НА ДВУХ ПОЛЮСАХ — ДОМАШНЕМ КИНО И ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ — СОЗДАЕТ ГЛУБОКИЙ ВАКУУМ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ, В КОТОРОМ ЛЮБИТЕЛИ ТРАДИЦИОННОГО СТЕРЕО ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ОЧЕНЬ НЕУЮТНО. И ЕСЛИ С АКУСТИКОЙ ДЕЛА ОБСТОЯТ БОЛЕЕ-МЕНЕЕ НОРМАЛЬНО, ТО В ПОИСКАХ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ ВСЕ ЧАЩЕ ПРИХОДИТСЯ ПРОЧЕСЫВАТЬ РЫНОК ВИНТАЖНОЙ ТЕХНИКИ.
КОМПОНЕНТЫ
Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1 Xpression со звукоснимателем MM Pro-Ject K4 (€410).
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Межблочные кабели: Accuphase Super Refined SL-10G (небалансные) ($600).
Акустический кабель Legacy TL Speaker 2,5 м ($515).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Каково же было мое удивление, когда при осмотре экспозиции Magnat на «IFA2007» я обнаружил два совершенно неожиданных устройства — мультимедийный центр VC1 и ламповый интегральный усилитель RV1. А ведь до сих пор (если кто не знает) эта немецкая фирма производила исключительно акустику. Разговорились с одним из менеджеров, который и поведал об интриге вокруг этих компонентов. Идея добавить в каталог что-нибудь из электроники вынашивалась руководством давно, но долго не могли остановиться на конкретном изделии. Маститые инженеры предлагали хай-файную классику, отдел маркетинга настаивал на компонентах более современных и универсальных. Руководству компании доводы обеих сторон показались убедительными в равной степени, и в конце концов было решено запустить оба проекта. С модерновым VC1 мы познакомимся в одном из ближайших сравнительных тестов, а в этот раз станем слушать интегральник RV1.
При создании современных ламповых усилителей доминируют два подхода. Некоторые производители (и чаще всего этим грешат китайцы) считают, что если навесить побольше ретро-декора — огромных алюминиевых ручек, хромированных болтов и накладок из полированного металла, то обо всем остальном можно не беспокоиться. Лампы, они, дескать, и в Африке лампы, сами заиграют. Противоположная концепция предусматривает минимум затрат на внешнюю атрибутику при направлении всех ресурсов в начинку. Внешне это гнутые шасси с кожухами, молотковая эмаль, тумблеры... ну, вы знаете.
Перед нами же образец классической немецкой школы, где лаконичность дизайна с лихвой отбивается прецизионным качеством изготовления. Жесткость весьма тяжелой конструкции обеспечивается каркасом, собранным из фрезерованных алюминиевых пластин толщиной от 6 до 12 мм. Даже детали, находящиеся под верхней крышкой, обработаны и подогнаны безукоризненно. Четкие грани лицевой панели (цельная, 7 мм) подчеркиваются черной пластиковой вставкой, на которой расположены органы управления — сетевой выключатель, селектор входов, а также ручки громкости и баланса. К усилителю прилагается пульт, тяжелый и приятный на ощупь, тоже из фрезерованного алюминия. С его помощью регулируется уровень и активируется режим Mute.
Открыв кожух усилителя (для этого прилагается шестигранный ключ), обнаруживаю трансформаторы с сердечниками из тонких пластин «Ш» и литыми алюминиевыми крышками. Габариты выходников — с приличным запасом для двухтактного каскада на EL34 в пентодном включении. Сами лампы с клеймом Electro Harmonics изготовлены в России, скорее всего, в Саратове. Рядом с их панельками выведены регуляторы тока покоя и контрольные точки для его измерения.
Тракт предварительного усиления построен на 12AX7EH (малошумящая версия 12AX7) и 12AU7. В усилителе есть и фонокорректор — под дополнительным ажурным кожухом спрятаны еще четыре 12AX7EH. Все лампы российского производства. По собственному опыту могу сказать, что у наших получаются «электровакуумные изделия», сравнимые по качеству с лучшими мировыми образцами. Проблема в том, что в одной партии могут оказаться как премиумные, так и весьма средненькие. Поэтому Magnat выявляет некачественные лампы в течение 60-часового прогона каждого усилителя.
Шасси разделено на три отсека. В одном собран тракт предварительного усиления и регулировок, в другом — драйверы и питание и в третьем — выходной каскад с акустическими клеммами. Последние, кстати, качественные WBT с прозрачными пластиковыми чехлами. Большая часть усилителя собрана на печатных платах, и лишь в оконечных каскадах применен навесной монтаж. Октальные панельки керамические, с позолоченными контактами. Вроде все о конструкции. Осталось лишь добавить, что группа из немецких и британских специалистов, работавшая над проектом, придерживалась звуковой идеологии 60 — 70 гг. прошлого века.
Перед прослушиванием усилитель прогревался около суток. За это время режимы выходных ламп изменились совсем немного, в пределах нескольких процентов. Ни фона, ни заметных шумов в колонках не прослушивалось даже при включении фонокорректора.
Но начнем все же с компакт-дисков. Сборник оркестровых произведений Tutti [1] записывался и сводился с 24-битовым разрешением, и лишь на последней стадии переводился в CD Audio 16/44,1. Это дало заметно более высокую детальность и одновременно — потрясающую макродинамику. При вступлении всего оркестра звук буквально обрушивается лавиной, свободно и естественно. Честно говоря, всегда с некоторым недоверием относился к EL34 из-за характерной стеклянной окраски в среднечастотной области, из-за которой многие считают эту лампу пригодной лишь для гитарных комбиков. В «Магнате» же они звучат почти как лучшие образцы 6L6 — мягко, детально и на удивление энергично. Очень хорош бас (измерения показали линейную АЧХ вплоть до 10 Гц), он особо не обращает на себя внимание, но приятно оттеняет общую картину, субъективно увеличивая ее глубину. Паузы между музыкальными тактами не провалены, они словно дышат вместе с залом. Искажений на пиках не слышно даже на самых контрастных пассажах. Усилитель очень подвижный, моментально отзывается на любой нюанс в записи. Единственное, к чему можно придраться — в верхнечастотной области заметна легкая вуаль, в звучании тарелок и треугольника нет «искры».
60 — 70-е годы — расцвет рок-музыки, и мне было интересно, насколько разработчикам удалось передать дух того времени. Диск Rolling Stones, «Let It Bleed», запись AAD [2]. Он у меня есть и на виниле, и на фирменной двухдорожечной катушке. Усилитель подает цифровую копию мягко и комфортно даже с нашего отнюдь не аудиофильского проигрывателя. А если подобрать правильный CD-источник, получится «аналоговая» теплота и такая звуковая сцена, за которую в виниловом тракте приходится платить совсем другие деньги.
Кстати, о виниле. Коль скоро в RV1 есть фонокорректор, испытаем и его. В рамках выбранной концепции Grand Funk Railroad [3] будет неплохой проверкой на драйв и аутентичность. Ого, бас совершенно, не такой, что был на CD — мощный, тяжелый, медитативно-монотонный. Как записано, так и передано, все верно. Середина на этой фонограмме немного провалена, но в нашем случае этого почти не ощущается за счет богатства тембров. Музыка начинает гипнотизировать, невольно подчиняешься ее ритму и энергетике, почти полностью отключаешься от внешнего мира. Отмечу и весьма уверенное управление акустикой в нижнем диапазоне, чего не так просто достичь в ламповых усилителях. Интермодуляции и посторонних призвуков, вызванных неконтролируемыми движениями диффузоров, на слух не заметно.
На сборнике Naim Audio [4] знакомые по предыдущим тестам композиции обрели несколько иное звучание — вокал стал более проникновенным, и мне показалось, что полнее раскрывалась суть самого произведения.
В целом я бы охарактеризовал усилитель как очень деликатный и ненавязчивый — он ничего не добавляет от себя, но то, что есть в записи, преподносит крайне бережно и адекватно. Он не пытается сделать копию красивее оригинала, чем грешат многие ламповые аппараты, и одновременно превосходит транзисторные аналоги по теплоте и богатству тембров, особенно в среднечастотном диапазоне. l
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD
1. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов.
2. The Rolling Stones, «Let It Bleed». ABKCO Music and Records, 1986. Очень разные по звучанию композиции с прекрасным раскладом вокала и инструментов. При всей эмоциональной насыщенности диск оставляет ощущение невероятной легкости.
LP
3. Grand Funk Railroad, «We’re An American Band». Capitol, Limited Edition, 180-граммовый желтый винил. Точная копия оригинального диска со всеми характерными особенностями записи 1973 г.
4. The Music Collection Vol.1. Naim Audio, 2003. Известный аудиофильский сборник Naim, изданный на виниле. Качественная запись, отличный пресс.
Заявленные характеристики уcилителя Magnat RV1
Номинальная выходная мощность в диапазоне 20 — 20000 Гц, Вт
- на нагрузке 4 Ом, THD <1% 2 x 35
- на нагрузке 8 Ом, THD <1% 2 x 35
Полоса воспроизводимых частот, Гц
- с линейных входов (-3 дБ) 5 — 70000
- с линейных входов (-0,5 дБ) 20 — 20000
- со входа Phono (-1 дБ) 20 — 20000
Отношение сигнал/шум, дБ
- с линейных входов 100
- со входа Phono 80
Входная чувствительность/сопротивление, мВ/кОм
- линейных входов 300/25
- входа Phono 5/47
Габариты, мм 420 x 166 x 330
Масса, кг 20,3
Цена, $ 2800
бас особо не обращает на себя внимание, но приятно оттеняет общую картину, субъективно увеличивая ее глубину
Спектр гармоник Magnat RV1
При искажениях чуть менее 1% на частоте 1 кГц выходные каскады отдавали в нагрузку мощность 36,2 Вт. Спектр гармоник снимался при 1/5 от этого значения, т.е. на 7,2 Вт, КНИ при этом был 0,5%. Обратите внимание, что 2-я гармоника доминирует, и ее подавления не удалось добиться балансировкой выходного каскада. В спектре много комбинационных оставляющих, но на слух тон от генератора звучит очень чисто. Возможно, проблема с «землями» при подключении цифрового измерительного комплекса.
Клиппирует аппарат мягко, что вообще характерно для ламповых усилителей.
Амплитудно-частотная характеристика Magnat RV1
Черная горизонтальная кривая соответствует АЧХ усилителя с линейных входов. Виден небольшой, всего 1 дБ, спад на краях диапазона — 10 Гц и 20 кГц. Измерения проводились на мощности, близкой к номинальной.
Характеристика фонокорректора (синяя кривая) в НЧ-диапазоне проходит между стандартными кривыми RIAA (зеленая) и МЭК (красная). Такое компромиссное решение часто встречается в современных корректорах, поскольку позволяет избежать проблем с инфранизкими частотами, особо не жертвуя глубиной баса. На 20 кГц имеется спад усиления на 0,8 дБ, но на слух его заметить вряд ли возможно.
Клиппировать по входу корректор начинает при входном сигнале 30 мВ, т.е. шестикратном превышении номинальной чувствительности. Таким образом, перегрузочная способность 16 дБ, и это очень серьезное достижение для тракта на 12AX7.
Форма прямоугольного сигнала Magnat RV1 на активной нагрузке (20 кГц)
Такая картина может считаться образцовой для лампового усилителя. На частоте 20 кГц искажения формы меандра не слишком велики, что говорит о довольно высоком быстродействии схемы. Судя по завалу передних фронтов, верхняя граница усилителя по -1 дБ примерно 45 кГц. Искривление горизонтальных участков говорит о наличии некоторого колебательного процесса, обусловленного индуктивностью вторичной обмотки выходного трансформатора.
Форма прямоугольного сигнала Magnat RV1 на емкостной нагрузке (20 кГц)
При подключении параллельно эквиваленту нагрузки конденсатора 0,33 мкФ ситуация практически не меняется. Отсутствие колебательного процесса говорит о нечувствительности усилителя к реактивной (т.е. реальной) нагрузке и длине акустического кабеля. Таким образом, проблем с выбором колонок и их установкой в комнате будет значительно меньше.
Форма прямоугольного сигнала Magnat RV1 на активной нагрузке (20 Гц)
Конечно, такую форму вряд ли можно назвать прямоугольной — завал горизонтальных участков говорит об ограничении рабочей полосы снизу. Это мы видели и на графике АЧХ — плавный спад усиления от 20 до 10 Гц. Его вряд ли можно считать большим минусом, ведь акустики, реально воспроизводящей такие частоты, все равно не существует.
Зависимость К.Н.И. от выходной мощности Magnat RV1
Коэффициент искажений плавно растет от минимального значения 0,01% на мощности 0,005 Вт до 0,5% на 10 Вт, а затем остается постоянным вплоть до выходной мощности 30 Вт. После этого происходит резкий рост гармоник, и номинальное значение 1% достигается при 40 Вт. Это большая мощность для усилителя на EL34, свидетельствующая о большом запасе по сечению железа в выходных трансформаторах. Николай ЕФРЕМОВ |